НАСТАВНИЧЕСТВО
Один совет наставника,
может
сэкономить годы ошибок!»
Нацпроект «Образование»:
организация наставничества в школе
В конце 2018 года был утвержден национальный
проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей
в его реализации.
Место наставничества в современном
образовании
Для начала приведем две главные цели заявленного
нацпроекта:
1.
Обеспечение глобальной конкурентоспособности
российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран
мира по качеству общего образования.
2.
Воспитание гармонично развитой
и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской Федерации, исторических
и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти
проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей,
имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые
профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность»,
«Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено
(в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся
педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены
в различные формы наставничества и сопровождения.
Чтобы
понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи,
обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как
утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит
Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite
(определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою
жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру VUCA — то есть
к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной),
Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих
условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям
крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность
меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов
самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать
мечты, без которых невозможен успех.
Наставничество
рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет
передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее,
чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только
ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.
Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую
роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество
с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные
задачи. Задача наставника – помочь наставляемому
реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие
умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения
должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на
принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог наставник должен
обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями,
пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников),
родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и настовляемого в
совместной работе.
Распоряжение
15.10.2020
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
Приказы
15.10.2020
Дорожная карта
15.10.2020
Анкеты
15.10.2020
Если вы хотите стать частью этого проекта, в качестве наставника и/или наставляемого, то просим Вас заполнить соответствующие анкеты/заявки.