РП предмета Занимательная математика НОО

Приложение
к ООП - ОП НОО

Принято на заседании
Педагогического совета Школы
«30» августа 2023 г.
Протокол № 1

Рабочая программа
учебного предмета
«Занимательная математика»
Уровень обучения:

начальное общее

Срок реализации программы: 2 года

Екатеринбург, 2023

2-3 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая пpогpамма курса Занимательная математика» для обучающихся 2-3
классов составлена на основе авторской программы внеурочной
деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной
деятельности
«Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ
внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Виноградовой. - М.:
Вентана-Граф, 2020.) в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального
общего
образования.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны
иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои
интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся
ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими
за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с
логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций,
развивать стремление у обучающихся самостоятельно работать, думать,
решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы
соответствует познавательным возможностям младших школьников и
предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований,
развивая учебную мотивацию. Творческие работы, проектная деятельность и
другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны
на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять.
Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными
умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по
предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных
конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на
занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на
индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением
полученных результатов.

ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
МАТЕМАТИКА»

КУРСА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

Предлагаемый курс предназначен для развития математических
способностей учащихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших
школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях
ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на
воспитание
интереса
к
предмету,
развитию
наблюдательности,
геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может
быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех
знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению
желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию
умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности,
любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и
различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений,
на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от
вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать,
сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности
младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной
деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью
включены подвижные математические
игры.
Предусмотрена
последовательная смена одним учеником
«центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в
ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных
на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать
прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу,
переговариваться, обмениваться мыслями). При
организации
занятий
целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк»,
«Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах
постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые
математические игры и задания могут принимать форму состязаний,

соревнований между командами.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и
любопытную информацию, интересные математические факты, способные
дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической
грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором
стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать,
находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и
проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного
воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе
свободного
общения
на
занятиях.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКА»

УЧЕБНОГО

КУРСА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

Цель: формирование логического мышления посредством освоения основ
содержания математической деятельности.
Задачи:
1.
Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные
упражнения;
2.
Расширять кругозор обучающихся
в различных областях
элементарной математики.
3.
Развивать коммуникативные умения младших школьников с
применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения;
4.
Способствовать формированию познавательных универсальных
учебных действий, обучить методике выполнения логических заданий;
5.
Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
6.
Научить анализировать представленный объект невысокой степени
сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь
делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
7.
Формировать навыки исследовательской деятельности. Вид
программы – модифицированная.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа предназначена для обучающихся 2-3 классов и
рассчитана на 1 час в неделю в первом полугодии, что составляет во 2 классе
17 часов, в 3 классе -17 часов в год.
Всего за курс 2-3 класса 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на
воспитание
интереса
к
предмету,
развитию
наблюдательности,
геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может
быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех
знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность
которых определяется не столько математическим содержанием, сколько
новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует
появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность,
формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и
различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений,

на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от
вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать,
сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и
любопытную информацию, интересные математические факты, способные
дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир
элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант
наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия
должны содействовать развитию у детей математического образа мышления:
краткости речи, умелому использованию символики, правильному
применению математической терминологии и т.д.
2 класс
Числа. Арифметические действия. Величины.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения
однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые
головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число, и др.
Мир занимательных задач.
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке
или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.
Геометрическая мозаика.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление
и зарисовка фигур по собственному замыслу.
3 класс
Числа. Арифметические действия. Величины.
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных
чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Мир занимательных
задач.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных
задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств

для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания
по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Геометрическая мозаика.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих
геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на
орнаменте. Составление
вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному
замыслу).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметныерезультататы:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;

-

судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№ Наименование
Кол – Дата Виды деятельности
п/п разделов и тем
во
программы
часов
1. Математические игры 1
Решение нестандартных
задач.
2. «Часы нас будят по 1
Сведения из истории математики:
утрам…»
3. Геометрический
1
Составлениемногоугольников
калейдоскоп
заданнымразбиением на части;

Форма
проведения
занятия
игра

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

занятие

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/– единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php —
образовательные проекты портала «Вне урока»:
Математика. Математический мир.
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php
—
образовательные проекты портала «Вне урока»:
Математика. Математический мир.
http://konkurs-kenguru.ru — российская страница
международного математического конкурса
«Кенгуру».
http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной
школы. 4 ступени.
http://www.develop-kinder.com — «Сократ» —
развивающие игры и конкурсы.
http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки,
загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
http://www.develop-kinder.com — «Сократ» —
развивающие игры и конкурсы.
http://uchitel.edu54.ru/node/16047– игры,
презентации в начальной школе.
http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

с занятие

4. Головоломки

1

Решение нестандартных задач.

занятие

5. Секреты задач

1

Построение математических пирамид

занятие

6. «Что
скрывает 1
сорока?»
7. Интеллектуальная
1
разминка
8. Дважды
два
—1
четыре
9. Тайны окружности 1

Творческая работа

занятие

Решениеисоставление
ребусов, содержащих числа.
Игры:«Задумайчисло»,
«Отгадай задуманное число».
Рисунки

игра

10. «Спичечный»
конструктор
11. В царстве смекалки

1

Построение фигур

игра

1

олимпиада

12. Интеллектуальная
разминка
13. Путешествие точки

1

Построение математических
пирамид
Решение и составление
ребусов, содержащих числа.
Игры:«Задумайчисло»,
«Отгадай задуманное число».

1

занятие
занятие

занятие

http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/– единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов
путешествие http://konkurs-kenguru.ru — российская страница
международного математического конкурса
«Кенгуру».

14. Составь квадрат

1

Составление
многоугольников
заданным разбиением на части;

с занятие

15. Мир занимательных 1
задач

Решение нестандартных задач.

олимпиада

16. Математические
фокусы
17. Математическая
эстафета
Итого

Построение математических
пирамид
Решение и составление
ребусов, содержащих числа.

игра

1
1
17

игра

http://www.vneuroka.ru/mathematics.php
образовательные проекты портала «Вне урока»:
Математика. Математический мир.
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php
образовательные проекты портала «Вне урока»:
Математика. Математический мир.
http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки,
загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки,
загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

—
—

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ Наименование
п/п разделов и тем
программы
1. Интеллектуальная
разминка

Кол – Дата Виды деятельности
во
часов
1
Решение олимпиадных задач

2. «Числовой»
конструктор

1

3. Геометрия
вокруг 1
нас
4. Волшебные
1
переливания
5. В царстве смекалки 1

Составление трёхзначных чисел
помощь комплектов карточек с
числами:
Конструирование
многоугольников
Работа в паре
Решение нестандартных задач

6. Спичечный»
конструктор
7. Числовые
головоломки

1
1

Конструирование
многоугольников
Составлениетрёхзначныхчисел
Спомощью
комплектов карточек с числами:

8. Интеллектуальная
разминка

1

Решение нестандартных задач

9. Математические
игры

1

10. Секреты чисел

1

11. Математическое
путешествие

1

Форма
Электронные (цифровые)
проведения образовательные ресурсы
занятия
занятие
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php —
образовательные проекты портала «Вне урока»:
Математика. Математический мир.
С занятие
http://konkurs-kenguru.ru — российская страница
международного математического конкурса
«Кенгуру».
игра
http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной
школы. 4 ступени.
игра
http://www.develop-kinder.com — «Сократ» —
развивающие игры и конкурсы.
занятие
http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки,
загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
занятие
http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
занятие

занятие

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/– единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.vneuroka.ru/mathematics.php —
образовательные проекты портала «Вне урока»:
Математика. Математический мир.
Решение и составление ребусов, путешествие http://konkurs-kenguru.ru — российская страница
содержащих числа.
международного математического конкурса
«Кенгуру».
Сведения из истории математики:
занятие
http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной
школы. 4 ступени.
Решение нестандартных задач
путешествие http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки,
загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

12. Числовые
головоломки

1

13. В царстве смекалки 1
14. Мир занимательных 1
задач

Составлениетрёхзначныхчисел
игра
Спомощьюкомплектов
карточек
с
числами:
Сбор
информации
и
выпуск занятие
математической газеты
Решение нестандартных задач
занятие

15. Интеллектуальная
разминка

1

Решениеи
составление
содержащих числа.

16. Разверни листок

1

Задачи и задания на развитие
Пространственныхпредставлений.
Одна секунда в жизни класса.
Цена одной минуты.

17. От
секунды
столетия
1.
Итого
2.

до 1
17

ребусов, олимпиада
занятие
занятие

http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/– единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php —
образовательные проекты портала «Вне урока»:
Математика. Математический мир.
http://konkurs-kenguru.ru — российская страница
международного математического конкурса
«Кенгуру».
http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной
школы. 4 ступени.
http://www.develop-kinder.com — «Сократ» —
развивающие игры и конкурсы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач – средство развития мышления
младших школьников. // Н.ш. – 2018г. - №7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. – СПб. : Кристалл; М.:
ОНИКС, 2017г.
3.
Зубков Л.Б. Иры с числами и словами. – СПб.: Кристалл,2016г.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий. – Минск: Фирма
«Вуал», 2018г.
5.
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. – М., 2016г.
6.
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Союз,
2018г.
7. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для
учителей. – М.: Просвещение, 2019г.

1.

ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала
«Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического
конкурса «Кенгуру».
3.
http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4.
5.

http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы,
ребусы.

6.

http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.

7.

http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ПК
Мультимедийный проектор, демонстрационный экран.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».